Асхат Аймагамбетов раскритиковал проект нового Бюджетного кодекса

cover Фото: нейросеть Midjourney

Мажилисмен, экс-министр образования Асхат Аймагамбетов в своем Telegram-канале и на заседании Мажилиса также предложил внести изменения в проект.

«Проект кодекса обсуждается в Мажилисе и вопросов по нему предостаточно. Как человек, администрировавший бюджет на разных уровнях — районном, областном и республиканском, — вижу, что в проекте не решены ключевые проблемы действующего кодекса», сказал Аймагамбетов. 

Согласно концепции нового Бюджетного кодекса теперь финансирование будут предоставлять под конкретные задачи и индикаторы. Это придаст администраторам гибкости в перераспределении средств для достижения этих целей. Но непонятно, кто и как будет формулировать эти индикаторы, каковы их методология и релевантность. 

«Часто индикаторы формулируются самими министерствами, что делает их достижимыми и удобными для госорганов, но не всегда отражающими реальные проблемы. Работали в этой сфере, знаем, как это делается. Ситуация с системой государственного планирования у нас сложная. За последние три года несколько раз менялись госпрограммы на нацпроекты, большинство принятых нацпроектов затем были отменены, потом приняты новые концепции, которые даже успели откорректировать. Поэтому важно было синхронизировать введение Бюджетного кодекса с новым Налоговым кодексом и новой системой государственного планирования (СГП). Но, к сожалению, снова "телега оказалась перед лошадью". Более того, индикаторы отданы на откуп самим госорганам. К тому же нужны нормы по ответственности за планирование и достижение качественных индикаторов, которые должны стать частью документов, утверждаемых вместе с бюджетом», добавил депутат. 

По вопросам госдолга так и не решили проблемы прозрачности и подконтрольности обществу и парламенту, считает Аймагамбетов. Также, по его словам, проект не решает вопрос с корректировками бюджета. Сейчас правительство может самостоятельно корректировать до 10 % бюджета, и в прошлом году было восемь таких корректировок. При этом новый Бюджетный кодекс предлагает увеличить объем с 10 % до 15 %, а лимит по уточнению бюджета в парламенте предлагается сохранить на уровне не более одного раза.

«Это нонсенс. Не надо бояться уточнений в парламенте. Проблема с огромным количеством различных внебюджетных фондов тоже не решена. Эти фонды должны быть прозрачными, и все средства должны проходить через казначейство», добавил Аймагамбетов. 

Нет и решения по обеспечению прозрачности бюджетных заявок. Депутаты при рассмотрении бюджета не видят саму бюджетную заявку, как и общую потребность госоргана, и то, что вообще они изначально просили. Депутаты предложили сделать информационную систему открытой для самих депутатов и указывать там не только расходы, но и общую потребность администратора бюджетной программы, и сами бюджетные заявки.

«Не решена проблема с отвлечением средств, направленных акиматам трансфертами общего характера, на совершенно иные цели. Такие ситуации возникали, например, с трансфертами на строительство школ или на заработную плату учителей, когда акиматы перенаправляли эти средства на другие нужды, не решая первоначальную проблему, и потом обращались за дополнительными средствами в Минфин»,  отметил депутат.

Также, по его словам, есть проблема с резервом правительства. Он предложил ограничить размер резерва, чтобы средства в бюджете не лежали без конкретной цели.

Не предусмотрен работающий механизм по переносу неосвоенных средств на следующий год. 

«Можно перечислить еще дюжину недостатков проекта кодекса. В настоящее время наши поправки обсуждаются в рабочей группе, где проводится большая работа. Надеемся, что большинство этих поправок будут приняты и устранены недостатки в рамках доработки в Мажилисе», резюмировал Аймагамбетов. 

27 декабря депутаты приняли проект Бюджетного кодекса в первом чтении.

Лента новостей

все новости