Апельсиновое драмеди

cover

Апельсин испокон веков – символ радости, сочности, красоты. Но в искусстве за ним тянется мрачный шлейф. Тут и знаменитый роман Энтони Бёрджесса, и пять зернышек в рассказе Артура Конан Дойла. Алматинское арт-убежище Bunker решило продолжить эту линию и выпустило спектакль по пьесе россиянки Даны Сидерос «Чёрный апельсин» в сотрудничестве с театрами «АсАбАлАр» и 2act.

2 act – это дуэт Юлии и Виталия Шенгиреевых, последний выступил режиссёром постановки. Жанр спектакля создатели определили, как «чёрная комедия про добро».

Действие начинается в полутьме и поначалу создаёт гнетущее впечатление. Появляется главный герой Жека – обычный подросток. Он ходит в школу, дружит с одноклассниками, не ладит с матерью. А ещё у Жеки есть дед, вернее, прадед. Ему бог весть сколько лет, он передвигается на коляске и уже семь лет молчит. Не из-за болезни, а принципиально: хочет доказать внучке, которую воспитывал с восьми лет после смерти родителей, как она неправа. И лишь внезапное самоубийство соседки заставляет деда заговорить. «Я устал здесь быть. Помоги мне умереть, если ты мне друг», – обращается он к внуку, переворачивая его жизнь.

Теперь вместо того, чтобы беззаботно прогуливать уроки с друзьями, Жека ищет лекарства, пытается не спалиться перед матерью и тренируется делать уколы на апельсинах. Подружка помогает ему заправить шприц тушью для ресниц, откуда и возникает метафора чёрного апельсина.

И хотя смерть основным лейтмотивом тянется через весь спектакль, назвать его трагическим сложно.

Во-первых, смерть в спектакле прерывает молчание. Она заставляет заговорить деда, вынуждает объединиться Жеку и маму, подсвечивает, насколько слабы отношения в семье – настолько, что о своих переживаниях Жека может рассказать первой попавшейся на улице бабке, а родной матери не может. Смерть проверяет на прочность всех окружающих и выводит на диалог зрителя: а как бы ты поступил на месте парня?

Во-вторых, у спектакля нет однозначного возрастного ограничения. Он о подростках, и будет вполне понятен им самим, хотя больше интересен взрослым. Театр для подростков в Казахстане не развит, и «Чёрный апельсин» в этом смысле берёт на себя инициативу говорить с молодёжью на острые темы.

Но при этом «Чёрный апельсин» всё-таки комедия. В нём много ненавязчивых шуток, введены забавные сценические решения: например, вместо инвалидной коляски дед ездит на офисном стуле. И хотя пьеса написана по российским реалиям, она не выбивается из казахстанских.

Об этом говорит и режиссёр:

«Нам было интересно поставить этот материал в Казахстане, где молодым людям трудно сказать «нет» старшему поколению. И как правильно поступить, с точки зрения менталитета? Ведь если дедушка скажет мне такое, стану я хорошим внуком или хорошим человеком, убивая его? Это очень важный вопрос».

«Чёрный апельсин» – почти идеальный спектакль для совместного просмотра со взрослеющим ребенком. Неудобные вопросы подаются в нём гладко, с юмором, при этом сохраняется мрачная атмосфера. Сцены сменяются быстро, создавая чуть ли не театральный клип. Причём Жека и дед остаются самими собой, а женские персонажи меняются: мама превращается в одноклассницу и аптекаршу, а старушка – в соблазнительную медсестру и скрытного друга. И даже удивительно, как минимум декораций и длинных монологов могут послужить таким огромным полем для размышлений.

Лента новостей

все новости