Алматы - Иссык-Куль: почему дорогу не могут построить уже двадцать лет?

cover Источник:uritsk.livejournal.com

Сейчас путь до Иссык-Куля из Алматы составляет 450 км. Сократить его разными методами пытались неоднократно как казахстанские, так и кыргызские власти. Как это было и почему за столько лет не удалось реализовать ни один проект, разбирался корреспондент Orda.kz.

Канатная дорога «Озёрный транзит»

Построить канатную дорогу от Алматы до Иссык-Куля неоднократно предлагал казахстанский эколог Мэлс Елеусизов. Он считает, что таковая может стать круглогодичным проектом, который привлечет не только местных туристов, но и зарубежных. По задумке Елеусизова, кабинки гондольных подъёмников должны были отходить от Большого Алматинского озера. По пути к озеру "Иссык-Куль", на станциях пересадок, люди смогут выйти, прогуляться, посмотреть на красоты природы. На некоторых станциях предлагалось построить гостиничные комплексы и горнолыжные курорты. Елеусизов предлагал проект лично Назарбаеву во время встречи 26 августа 2011 года.

Предполагаемый маршрут озёрного транзита. Источник: tengrinews.kz

В 2016 году аналогичный проект "Озёрный транзит", разработанный в алматинском ТОО «Научно-испытательный центр», представили на Республиканском конкурсе лучших архитектурных произведений. Система канатной дороги обещала сократить время пути от Алматы до Иссык-Куля до 2,5-3 часов, сделав поездку на озеро фактически маршрутом выходного дня для алматинцев. Проект был отмечен дипломом 1-й степени Союза архитекторов РК и Золотым дипломом Союза архитекторов Кыргызстана. Однако его так и не реализовали. Сначала помешали известные политические события в соседней стране: о таком долгосрочном проекте просто не с кем было договариваться. Кыргызские СМИ писали, что в уполномоченном представительстве в Иссык-Кульской области КР о таком проекте никогда не слышали.

Альтернативная автотрасса, соединяющая Алматы и Иссык-Куль

Первую попытку проложить короткий путь от южной столицы к горному озеру предприняли в 2004 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделил Кыргызстану на эти цели 1 млн долларов. Предложенный маршрут "Алматы — Узангаш — Кемин — Чолпон-Ата" должен был получиться в два раза короче существующего. Кыргызские чиновники на эти деньги разработали предварительный проект технико-экономического обоснования (ТЭО), но так и не начали строительство.

Следующей стала попытка 2006 года, когда Феликс Кулов, тогдашний премьер Кыргызстана, предложил проект строительства дороги протяжённостью 117 км по маршруту Алматы — Каскелен — Чырпыкты — Чолпон-Ата. Проект в итоге заморозили, поскольку маршрут проходил высоко в горах и располагался в зоне вечной мерзлоты, что существенно отражалось на стоимости работ, да и дорога в этих местах могла плохо повлиять на экологию.

В том же году был выдвинут третий проект дороги от Алматы до Иссык-Куля по маршруту "Алматы – Узынагаш – Быстровка – Балыкчи – Чолпон-Ата" длиной в 88 км. Цена строительства одного километра по проекту – 3,5 млн долларов. Идею поддержал Европейский банк реконструкции и развития и готов был выделить грант. Даже подписали меморандум о сотрудничестве.

В 2007 году представители ТОО "Еркiн Транс Сервис" (аффилированного с ТОО "Еркiн Моторс") готовы были влить в проект собственные 30 млн долларов. Даже договорились с правительством Кыргызстана и получили разрешение на строительство автодороги Чырпыкты – Чон-Кемин – Каскелен с "листа" (то есть с параллельным выполнением проектно-изыскательских и строительных работ).

Экологи выступили против

В это время ряд экологов высказывали свои опасения по данному маршруту. По их словам, в том месте, на границе Кыргызстана с Казахстаном, в советское время располагалось так называемое хвостохранилище №2 – склад жидких радиоактивных отходов кыргызского уранового рудника Ак-Тюз. В декабре 1964 года из-за землетрясения произошло разрушение и прорыв дамбы, ограждающей хвостохранилище. При этом в реке Кичи-Кемин на расстояние до 40 км и более оказались около 680 тысяч кубов опасных отходов. В мае 2007 года экологи написали обращение в Европейский банк реконструкции и развития с просьбой сделать анализ экологических и социальных рисков любых новых дорог к озеру Иссык-Куль и рассмотреть реабилитацию существующей дороги "Бишкек – Балыкчи – Чолпон-Ата – Каракол – Балыкчи" как альтернативное решение.

Из обращения Экологического общества "Зелёное спасение" к ЕБРР: "Несомненно, любой большой дорожный проект в этом районе отрицательно скажется на экологии и вызовет непредсказуемые последствия. Статус запретной зоны должен быть сохранён для этой опасной и отдаленной местности в течение столетий".

В 2008 году по заявлениям заинтересованных сторон строительство трассы на территории Казахстана было осуществлено на 70%. Позднее выяснилось, что ТОО "Еркiн Моторс" оказалось подставной фирмой, которая к 2011 году была признана бездействующей, согласно сохранившимся архивам газеты "Мегаполис". Также стало известно, что деньги, выделенные из казахстанского бюджета на строительство дороги, ушли на другие проекты: строительство автобана Западная Европа – Западный Китай и развитие международных транзитных коридоров. Министерство транспорта и коммуникаций пообещало, что вопрос строительства дороги Алматы – Иссык-Куль рассмотрит в 2015 году.

«В настоящее время выделяемые средства в первую очередь направляются на завершение начатых работ по реконструкции международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, а также шести международных транзитных коридоров. В этой связи вопрос о строительстве участка Алматы-Иссык-Куль будет рассмотрен после 2015 года. На сегодняшний день движение осуществляется по трассе Алматы – Бишкек протяжённостью 205 км, реконструкция которой была проведена в 2005 году," – заявил заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Амангельды Беков в 2012 году.

В качестве официальной версии отказа от проекта были озвучены те же аргументы, что и в 2006-ом: зона вечной мерзлоты, неблагоприятные экологические последствия, а также невозможность реализации строительства без применения новейших технологий, которыми регион не располагал. Стоит отметить, что переговоры и последующие проектно-конструкторские мероприятия были приостановлены в период мирового экономического кризиса 2008 года, что также могло повлиять на принятие решений по затратным проектам.

На строительство давали даже льготные кредиты, но ничего не вышло

Летом 2015 года тогдашние премьер-министры КР и РК Темир Сариев и Карим Масимов проводили переговоры по поводу соединения Алматы и Иссык-Куля, и договорились ускорить реализацию проекта, определив сроком завершения май 2017-го.

"В настоящее время налажен прямой авиарейс сообщением Алматы – Тамчы, но этого мало. Надо нам строить скоростную дорогу Алматы – Чолпон-Ата. Дорога пройдет через Кемин, Михайловку. Можно было дать задание нашим органам проработать этот вопрос. С нашей стороны до Кемина (Бишкек – Нарын – Торугарт) уже дорога сделана. Когда продолжат дорогу, расстояние будет всего 250 километров. Казахстанцы доедут до Иссык-Куля за 2,5 часа", – отметил Темир Сариев.

В сентябре 2015 года зампред правления АО "НК"КазАвтоЖол" Улан Алипов сообщил, что в Китае было подписано соглашение между "КазАвтоЖолом" и китайским банком на выделение льготных кредитов Казахстану на строительство.

"В проекте имеется дорога от Алматы до Усть-Каменогорска, дорога на Ушарал и туда же вошла дорога на Иссык-Куль. Она пойдет через село Узынагаш, село Каракастек, село на границе с Кыргызстаном Карасай батыр. Мы строим до этих мест, а там кыргызстанская сторона уже свою часть построила", – рассказал тогда Алипов.

Но дальше разговоров и в этот раз дело не пошло.

В 2018 году министр транспорта и дорог КР Жамшитбек Калилов сообщил, что в 2019 году начнется укладка асфальта на киргизском участке автодороги Алматы – Иссык-Куль протяженностью 39 км.

«Ведутся переговоры со Всемирным банком. Мы хотим взять кредит на финансирование данного проекта. Есть предварительное технико-экономическое обоснование. В качестве оптимального маршрута был выбран путь, проходящий через казахское село Карасай Батыр, кыргызский поселок Кемин и город Балыкчи. Протяженность новой дороги должна составить 280 километров», – уточнил Жамшитбек Калилов.

Планировалось, что большую часть дороги построит Казахстан. Кыргызстану же предстояло проложить 1,5 километра трассы от госграницы РК до Кемина и соорудить мост через реку Чу.

Новую дорогу ждут в 2034 году

Строительство участков как с кыргызской стороны, так и с казахстанской затянулось на много лет. Реконструкцию Балыкчи – Корумду в Кыргызстане затеяли ещё в 2016 году и должны были завершить в течение года. Тем не менее, согласно публикациям в кыргызских СМИ, на октябрь 2022 года реконструкция завершена всего на 82%. Все эти годы отставание от графика сопровождалось рядом скандалов: отставкой премьер-министра Темира Сариева, министра транспорта Замирбека Айдарова, полугодовыми задержками финансирования, уголовными делами: в департаменте дорожного хозяйства выявили схему незаконного использования бюджетных средств при привлечении консультантов для реконструкции трассы. Об этом писало издание 24.kg.

Что касается казахстанской стороны, то по состоянию на 2022 год, республиканскую трассу «Кокпек-Кеген-Тюп» так и не закончили. Согласно заявлениям "КазАвтоЖол" для Almaty.tv ремонт автодороги затянулся из-за того, что подрядчик «ИскерТ» не справился с задачами по ремонту: то техники не хватало, то стройматериалов не было. Теперь новый подрядчик должен завершить работы к октябрю 2023 года.

Следующая волна переговоров началась с отчёта Азиатского банка развития (АБР), опубликованного в 2021 году. Отчёт включает в себя оценку экономического воздействия альтернативной дороги Алматы – Иссык-Куль на экономики Казахстана и Кыргызстана. По оценке АБР, новая дорога, в зависимости от маршрута, будет ежегодно прибавлять $31-$165 млн к казахстанскому ВВП и $53-439 млн — к ВВП Кыргызстана.

В октябре 2022 года в Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызстана выбрали финальный маршрут: «Алматы — Узунагаш — пер. Кастек — Карасай-Батыр — Кемин — Иссык-Куль».

Сейчас специалисты занимаются техническим обоснованием проекта. Как ожидается, дорогу откроют к 2034 году.

Лента новостей

все новости