Курьерская доля: алматинские посыльные пытаются объединиться

cover Фото: Orda.kz

В Алматы состоялось учредительное собрание работников курьерских приложений. Orda.kz побывала на мероприятии.

Главная цель – создание первого в стране профсоюза или ассоциации курьеров, которые будут бороться за права доставщиков. Собрание проходило в большом зале гостиницы в центре города, но задержалось. Подвели сами курьеры, которые прибывали с опозданием. Сначала парковались по привычке на тротуаре, но ситуацию быстро исправили дежурившие у здания в большом количестве стражи порядка. Они попросили участников учредительного собрания припарковаться как положено.

фото Orda.kz

Курьерская доля

После наведения порядка и длительного ожидания братьев по разноцветным терморюкзакам собрание стартовало. В зале собрались мужчины разных лет и разных судеб. Они недовольны условиями труда и уже не в первый раз заявляют об этом. О том, что курьеры остаются работниками не очень защищенными, писали и говорили много. В 2021 году произошла даже первая массовая забастовка. Тогда доставщики жаловались на сильное снижение оплаты (около 30% – Прим. ред.) после окончания карантина и буквально рабские условия труда.

С тех пор мало что изменилось. Один крупный оператор по доставке ввёл страховку для сотрудников, но только в рабочее время. По словам курьера Ернара, с которым пообщалась Orda.kz, это помогло ему справиться с последствиями недавней аварии. Если бы в тот момент он работал на другой агрегатор, то никакой компенсации бы не было.

Главный инициатор создания ассоциации курьеров – уже известный Женис Орыналиев. Именно он в 2021 начал активно выдвигать требования к компаниям агрегаторам для своих коллег по цеху. Вот и сейчас призывает их отстаивать свои права и улучшать условия труда.

«Сейчас мы решаем свои проблемы с работодателем один на один. В итоге каждый из нас очень уязвим, любого из нас могут «забанить» или просто не выслушать. Пока к нам не прислушиваются, но если мы объединимся, то сможем совместно решать проблемы», – говорит Женис коллегам.

В одном из агрегаторов за излишнюю активность Жениса уже «забанили», но он не оставляет идею создать профсоюз.

Дмитрий Тихонов и Женис Орыналиев

Гиг-экономика

Сейчас все курьеры, как и таксисты, работающие на онлайн-платформах, фактически сотрудничают с работодателем по договору ГПХ (гражданско-правового характера – Прим. ред.). То есть являются временно наёмными сотрудниками, говорит правозащитник Дмитрий Тихонов. Он работает в Казахстанском международном бюро по правам человека, и курьеры обратились к нему за юридической помощью.

По словам Тихонова, для создания ассоциации или профсоюза необходимы как минимум 10 учредителей, который будут кристально чисты перед законом.

«У больших компаний есть юристы для защиты их интересов. Если он придёт в суд, ему там скажут: «Что вы хотите? Вы работаете по ГПХ». Если сотрудник придёт к работодателям с требованиями, ему укажут на дверь. Но если придёт представитель профсоюза – будет другой разговор», – считает правозащитник.

Тихонов говорит, что в гиг-экономике – системе, когда компании предпочитают не нанимать сотрудников в штат, а привлекать независимых подрядчиков и фрилансеров, свои жесткие правила. Сейчас они касаются курьеров, таксистов, сотрудников клининговых служб. В итоге все они мало защищены в социальном плане, хотя выполняют тяжёлую работу. Росту этого сегмента труда способствовало появление крупных интернет-платформ по оказанию различных услуг. С одной стороны, они дали миллионам людей быстрый доступ к заработку, с другой – оставляют их незащищёнными с точки зрения существующего законодательства.

В июне этого года министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова общалась с руководителями онлайн-платформ, где подняла вопрос о социальных отчислениях таких работников. Бизнесмены и министр согласились с необходимостью упрощения процедур регистрации таких сотрудников. Дуйсенова заявила, что в июле будет запущен пилотный проект. Законопроекта, регулирующего подобную занятость и защиту сотрудников, пока нет.

Позиция работодателей

В компании-агрегаторе по доставке еды Orda.kz заявили, что ничего против профсоюза курьеров не имеют и понимают их проблемы. Работа у курьеров очень сложная, им приходится взаимодействовать к ресторанами, клиентами и постоянно быть в дороге, объезжая пробки и порой рискуя жизнью. Orda.kz обратилась к одному из крупнейших агрегаторов доставки в стране с вопросом, что там думают о ещё не созданной организации курьеров. И вот что там ответили.

«Wolt уважает право курьеров на объединение и переговоры. Мы готовы к открытому диалогу с представителями наших партнёров в случае создания профсоюза. На данный момент в каждом из городов Казахстана, где представлена компания, созданы специальные фокус-группы среди курьеров, с которыми мы постоянно на связи. Эти сообщества формируются самими участниками (курьерами-партнёрами) и рассматривают широкий круг вопросов», – говорится в пресс-релизе.

Другие компании, не дожидаясь развязки, пытаются вводить ряд социальных гарантий – страхуют жизни курьеров, вводят выплаты по болезни и по рождению ребёнка. Соответствующий меморандум будет подписан в ближайшее время с министерством труда и социальной защиты.

Мировая практика

Крупные агрегаторы услуг, в том числе такси, столкнулись с большими проблемами в странах, где сильны профсоюзы и законодательство. В ряде европейских стран против появления интернет-сервисов такси протестовали и водители, и политики. При этом в большей части эти битвы были проиграны: в конечном итоге выбирает потребитель, а люди заинтересованы платить меньше. Так, в Германии сервис работает только в крупных городах и то с большим количеством ограничений, в Испании – только в столице. В итоге сервисы стали работать с лицензированными водителями и тем самым и сохранили работу, и соблюли местные законы.

Учредительное собрание в Алматы пока закончилось ничем. Курьеры будут искать учредителей профсоюза и собираются в ближайшее время подать заявку на создание организации.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости