Алакольный звон: готово ли озеро к приёму туристов

cover Фото: Хабар 24

По словам представителей туротрасли, «санузлы не построены, мусорных баков нет, в отелях не хватает электроэнергии"

Сотрудники НПП "Атамекен" встретились с предпринимателями восточного и южного берегов озера Алаколь. Открытие летнего турсезона на носу, а многие проблемы по-прежнему не решены. Так, по словам бизнесменов, «санузлы не построены, мусорных баков нет, в отелях не хватает электроэнергии, состояние дорог и так известно». Об этом со ссылкой на atameken.kz передаёт Orda.kz.

По словам первого заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Максата Кикимова, планируется обсуждение подготовки к открытию летнего сезона, а также принятие решения по развитию Алакольской курортной зоны.

«Не произведено берегоукрепление. Из-за размывки берегов существует риск потери лечебной грязи. Береговая линия озера стремительно меняется. Со стороны Алматинской области проект приостановлен в связи с подачей иска в суд на подрядчика из-за невыполнения обязательств. Стоимость проекта 6,8 млрд тенге, срок завершения по плану – 31 декабря 2023 года", - сказал Кикимов.

По его словам, со стороны ВКО в 2019 году была произведена корректировка проекта по берегоукреплению. Стоимость проекта составляла 17 млрд тенге. В связи с дороговизной было принято решение разработать альтернативный, менее дорогостоящий проект. Но на сегодняшний день проект не разработан.

Вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев также подтвердил наличие проблем на побережье.

«С прошлого года действует субсидирование. Государство готово ежемесячно выплачивать 83,3 тыс. тенге на содержание санузлов. В прошлом году один прибрежный комплекс получил субсидию. Мы предложили сдать общие туалеты в доверительное управление… В предстоящем сезоне акиматам необходимо обеспечить бесперебойную работу туалетов и своевременный вывоз мусора. Жалоб на мусор много. Инфраструктура курортной зоны должна полностью покрывать элементарные потребности туристов», - отметил вице-министр.

Еркинбаев предложил компании «Қазақстан темір жолы» продлить стоянку поезда на 20 минут и увеличить количество туалетов на вокзале.

В прошлом году на набережной в области Абай было построено 10 зданий на сумму 2,1 млрд тенге. На южной стороне озера Алаколь построено 14 зданий на сумму 2,5 млрд тенге.

В свою очередь владелица одной из баз отдыха на восточном побережье Елена Асылбекова затронула вопросы, которые не решаются с 2017 года. Она сообщила, что уже в этом году написала акиму несколько писем, но ответа нет.

«На нашей базе на 100 номеров не хватает электроэнергии, работаем на частных дизельных генераторах, но их мощность не тянет. В отчёте акима за 2020 год говорится, что были проложены линии ЛЭП на 2,4 млрд тенге. Где были проложены? Порядка 50 баз работают на минимальных технических условиях, т. е. на 40-60 кВт вместо 150-200 кВт. Горячую воду получаем через бойлеры, работают кондиционеры в жару, электропечи, холодильное оборудование, технически линии не выдерживают напряжения, перегорает бытовая техника. Акимат предлагает экономить! Откуда тогда будет сервис? Клиенты, неудовлетворенные сервисом, винят владельцев баз отдыха в нерешённых акиматом вопросах», – отметила Асылбекова.

Кроме того, по словам предпринимателя, в прошлом году несколько раз выключался свет, сгорело техническое оборудование. Но представители акимата эту проблему до сих пор не решили. Неизвестно, как сложится ситуация в нынешнем сезоне.

«К сожалению, ситуация сложная. Сотрудники в госоргане меняются, нет преемственности. Деньги тоже выделяются, план на 5 лет тоже составляется. Но бесполезно, результатов нет. Кроме того, нам нужны специалисты, которые будут обслуживать побережье за 2,5-3 месяца. С каждым годом усложняется кадровый вопрос. Нет технических колледжей, на базах отдыха имеется острая потребность в техническом персонале. Сейчас даже охранника найти сложно. Предложенный нами вахтовый метод для сезонных работник отрасли туризма на 90 дней не поддержан правительством", - сообщила владелица ещё одной базы отдыха Инна Дорош.

Если обобщить проблемы на озере Алаколь, то со стороны восточного побережья:

  • не проведен интернет, не установлены банкоматы в прибрежной зоне (установлены дополнительно две вышки с обеспечением скорости интернета 1000 Мбит/сек, предпринимателям предложено приобрести роутеры. Банкоматов на побережье нет. Ближайшая Казпочта в семи км в с. Кабанбай);
  • не проведено благоустройство, между домами отдыха бездорожье, нет санузлов, соответствующих санитарным нормам (в 2022 году на благоустройство выделено 80 млн тенге (на тротуары)).

Со стороны южного побережья:

  • интернет плохого качества, не хватает мощностей в связи с нестабильной передачей электроэнергии, также не установлены банкоматы;
  • нет медицинского обслуживания (нехватка узких специалистов), всего одна "скорая" на всё с. Акши;
  • нет центрального водоснабжения (у каждой зоны отдыха свои скважины - электрические насосы);
  • нет общественных санузлов и канализации на побережье;
  • проблемы с вывозом мусора.

"Вместе с тем, в преддверии открытия летнего сезона у туроператоров остро стоит вопрос утверждения и публикации расписаний авиа и ж/д-рейсов на летний период, запуск продаж транспортных билетов в рамках раннего бронирования туров на Алаколь", - добавили в НПП.

По итогам заседания Максат Кикимов предложил разработать соответствующую Дорожную карту.

Лента новостей

все новости