Адвокат журналиста Мухаметкарима: «Думану предлагали выйти на свободу за отказ от убеждений»
Журналист Думан Мухаметкарим находится в СИЗО с весны прошлого года. Обвиняют его по двум статьям УК РК. Первая — это ст. 405 «Организация или участие в экстремистской организации». Вторая — ст. 258 «Финансирование террористической или экстремистской деятельности». Поводом для обвинения по 405-й статье стало интервью с Мухтаром Аблязовым. А финансирование экстремизма следствие увидело в публикации счетов для сбора средств на адвокатов Аблязова. Правоохранительные органы считают, что таким образом Мухаметкарим участвовал в финансировании признанного в РК экстремистским движения «Демократический выбор Казахстана».
Но адвокат Мухаметкарима Галым Нурпеисов настаивает, что доказательств у следствия нет. А семь томов уголовного дела, собранного за семь месяцев, Нурпеисов называет «водой». Почему он так считает, узнала Orda.kz.
По словам адвоката, дело Мухамекатрима напоминает другие, тоже связанные с ДВК.
«Оно как под копирку списано с дела, связанного с многодетными матерями и ДВК, с дела многодетных отцов и "Партии Көше"*. Всё по старой схеме. А строится оно исключительно на филологической экспертизе трёх экспертов», — рассказал на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека Галым Нурпеисов.
По словам адвоката, они тоже провели экспертизу, которая пришла к выводу, что интервью с Аблязовым было журналистской беседой и никаких призывов в поддержку запрещённых движений не несло.
«По поводу обвинения в финансировании экстремизма. Следствие указывает, что Аблязов, по их мнению, экстремист. Но я уже не раз этот вопрос задавал: каким приговором суда в Казахстане, в России или в Украине Аблязов признан экстремистом? Все приговоры в отношении него связаны с экономическими преступлениями. А если экстремистскими целями считается оплата гонораров адвокатов, то Генпрокуратура Казахстана обязана выйти на прокуратуру Франции и сообщить, что французские адвокаты оказывают содействие экстремизму», — говорит Нурпеисов.
Адвокат считает, что подобная позиция следствия, а, стало быть, и казахстанских властей бросает тень на французскую адвокатуру, и это может привести к большому скандалу. По словам адвоката, они планируют связаться с его французскими коллегами, чтобы те предоставили им информацию.
«В деле также указываются 207 свидетелей. Но ни один из них не говорит, что знает Думана. Они заявляют, что просто помогли с оплатой адвокатов Аблязова. И никто не указывает на какие-то криминальные цели», — рассказывает адвокат.
Высказал Нурпеисов и предположения по поводу предстоящего судебного процесса. По его словам, и он, и Думан Мухаметкарим предполагают, что суд будет проходить в закрытом режиме, а с адвокатов возьмут подписку о неразглашении. Но Нурпеисов ссылается на ст. 13 Конституции Республики Казахстан, в которой сказано: «Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами»:
«Официально заявляю: я буду комментировать ту ситуацию, которая будет происходить в судах. Публичность — это одна из форм политической защиты. Если наше руководство заявляет, что у нас нет политических заключённых, у нас не должно быть закрытых судов».
Нурпеисов говорит, что в СИЗО Думану Мухаметкариму предлагали сделку, согласившись на которую он смог бы выйти на свободу из зала суда:
«Не буду называть фамилий, но к нему приходили определённые люди и предлагали: если он отказывается от своих убеждений, от своей работы, то ему дают шесть лет и освобождают в зале суда. Если не отказывается, то семь лет, и он будет дальше сидеть. Думан ответил, что склонять свою голову не будет, что за ним истина, за ним правда, и его поддерживает народ».
По словам Нурпеисова, у Мухаметкарима позиция такая: или пусть полностью оправдывают, или пусть делают с ним что хотят.
* Признана в Казахстане экстремистской.
Читайте также:
Лента новостей
- Браконьеры охотились в в национальном парке «Алтын-Эмель»
- Генетические данные мигрантов будут собирать при въезде в Россию
- Женщину из Павлодара насмерть придавило деревом
- «Они шли на это умышленно»: судья Верховного суда высказался против смягчения наказания для закладчиков
- Десять дней на проверку: казахстанцев станут быстрее признавать экстремистами и террористами
- Следователь передала уголовное дело об убийстве в суд за 70 часов
- «Было неприятно» — судья Верховного суда о критике со стороны Токаева
- Ледяная афера: в Астане пытались потратить на хоккей лишние 117 миллионов
- 200 дней заключения: судьба 16-летнего Эмиля Трапезникова, осуждённого за самооборону
- «КазМунайГаз» упустил шанс купить НПЗ в Болгарии у российской компании
- Актау затопило после ливня
- За построенный бизнесменом Абдыгаппаровым мини-НПЗ в Туркестанской области развернулась борьба
- Отчим, которого подозревали в изнасиловании 10-летней падчерицы, вышел из СИЗО
- Механизм цензуры: как Минюст РК пытается получить контроль над СМИ
- Волшебный вечер под пение Димаша: как прошёл ужин Токаева и Макрона в Париже
- Судьи в Казахстане стали чаще допускать грубые нарушения закона
- Миллиарды возвращаются домой: Казахстан и Швейцария договорились вместе бороться с выводом активов
- Бывший зампред «Хабара» стала членом ЦИК
- Забирала деньги, предназначенные для сурдоперевода: миллионные хищения в обществе глухих
- Изучением психологического и медицинского влияния ЛГБТ на детей занялись госорганы