5 погибших, 8 пострадавших: полиция не нашла виновных в страшной аварии в области Жетысу

cover Коллаж Orda.kz

Пять человек, в том числе один ребёнок, погибли в страшной аварий в Жетысуской области, но никто за смерть людей не понёс наказание

Дорожно-транспортное происшествие произошло на 188-м километре автодороги Алматы – Усть-Каменогорск ещё осенью прошлого года. Авария произошла вечером 26 ноября в Коксуском районе с участием фуры Volvo FH-Truck и автомашин Lexus 570, Nissan Cefiro, Wolksvagen Passat и Toyota Camry 40.

В результате ДТП на месте происшествия погибли сразу пять человек: 45-летний Ерлан Абдуллаев, водитель Wolksvagen Passat, его пассажиры 37-летняя Гульназия Сейсембаева, 42-летняя Ермекжан Системхан и её 7-летняя дочь Инжу Жумакелди. Смерть водителя и пассажиров авто наступила от травматического разрушения головы.

Из-за перелома основания черепа погибла и 61-летняя пассажирка автомашины Nissan Cefiro Каламкас Станова.

https://www.youtube.com/shorts/maMsnOEVkZg

Прибывшие на место происшествия скорая помощь увезла в ЦРБ Кербулакского района с множественными травмами ещё восемь участников дорожной аварии. Водитель фуры отделался лёгким испугом.

По этому факту было возбуждено уголовное дело по статье 345 части 4 УК РК «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек».

Допрошенный 26-летний водитель большегрузной автомашины Volvo FH-Truck Ердаулет Жорабек полицейским сообщил, что на крутом спуске не справился с рулевым управлением из-за гололёда и допустил столкновение с дорожным отбойником. После чего его огромный тягач с прицепом развернуло, и он встал поперек дороги, полностью перекрыв проезжую часть.

Не успел он опомниться, как в него врезался следовавший за ним Wolksvagen Passat, затем Lexus 570, Nissan Cefiro и Toyota Camry 40.

Водитель автомашины Lexus Алмат Мукажанов подтвердил его показания, заявив, что сам он ехал со скоростью около 50 км/час. На спуске его застал туман, он хотел сбросить скорость, но из-за гололёда не смог. В итоге врезался в тягач большегрузной машины. За несколько секунд до аварии он увидел иномарку, заехавшую кузовом под прицеп грузовой автомашины.

Водитель иномарки Nissan Cefiro Жанат Оналбаев, уверяет, что гололёда не было, и ему удалось затормозить, но его автомашину своим ударом под прицеп загнала ехавшая за ним Toyota Camry.

Дело расследовалось ДП Жетысуской области ровно три месяца. Автотехническая экспертиза показала, что рулевое управление, тормозная система и ходовая часть автомобиля Volvo находились в работоспособном состоянии. Также выяснилось, что водитель автомобиля Wolksvagen Passat не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с грузовиком с момента начала заноса последнего.

После заключения Владимира Дерябина, члена республиканской палаты судебных экспертов РК, дело закрыли.

Уголовное дело в отношении погибшего при ДТП водителя Wolksvagen Passat Ерлана Абудллаева, чудом выжившего водителя Nissan Жаната Оналбаева, владельца Lexus Алмата Мукажанова и автоледи с Toyota Camry Динары Каримовой было прекращено.

Водитель большегрузной автомашины Ердаулет Жорабек Ордабасинским районным судом Туркистанской области был оштрафован на 61 260 тенге за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, по статье 610 части 1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

При назначении наказания суд учёл смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние и признание вины. Более того, он обещал возместить материальный вред пострадавшим в ДТП через страховую компанию. Что, конечно, не сделал.

«Я до сих пор не могу оправиться от горя. В этой жуткой аварий погибли моя маленькая дочь Инжу и жена Ермекжан. Беда пришла не только в мой дом: овдовела Карлыгаш Абудллаева. Погиб её муж Ерлан Абдуллаев, водитель того самого Wolksvagen Passat, который вёз нас с семьёй в Талдыкорган. У Жаната Оналбаева, водителя Nissan Cefiro, погибла родная сестра. И это не считая тех пострадавших, которые до сих пор не могут излечиться нанесённых аварией травм, – плачет от бессилия выживший в этой страшной аварий Болат Асылбеков. – И всё, дело закрыли! И это несмотря на смерть пяти человек и восемь искалеченных судеб! Полицейские, вместо того, чтобы наказать виновного, дело закрыли».

Болат Асылбеков. Фото Orda.kz

Близкие родственники погибшей Гульназии Сейсембаевой, пассажирки Wolksvagen Passat, уверяют, что полицейские Жетысуской области умышленно увели от уголовной ответственности водителя Volvo FH-Truck Ердаулета Жорабека. Дело в том, что он работает в очень крупной шымкентской компании ТОО «DALA-FRUIT.KZ», которая занимается перевозками грузов по всему миру.

«Изучение материалов дела показывает, что виновником данного дорожно-транспортного происшествия является только водитель автомашины Volvo Жорабек. Но по непонятной причине уголовное преследование прекращается только в отношении водителей, следовавших в попутном направлении, а о водителе фуры нет никакого упоминания об определении его виновности, – возмущается брат погибшей Сейсембаевой, Арыстан Актымбаев, ветеран МВД РК. – В постановлении о прекращении досудебного расследования от 26 февраля 2023 года в обязательном порядке должны были указываться и отражаться следственные действия в отношении него. То есть дознаватель обязан был дать оценку и его действиям в одном же постановлении и о его судьбе, о его виновности или невиновности, в соответствии с заключениями эксперта».

Арыстан Актымбаев. Фото Orda.kz

По его словам, при осмотре места дорожно-транспортного происшествия были допущены грубые нарушения: в протоколе не отражены погодные условия, состояние проезжей части, наличие следов торможения.

«Единственное, за что можно было зацепиться в протоколе, так это за «лысые» шины. На передних и задних колесах протекторы были стёрты, – говорит Актымбаев, в подтверждение своих слов показывает протокол осмотра места происшествия, который составил старший дознаватель группы дознания отдела полиции Коксуского района Абдраимов. – Любой водитель знает, что глубина протектора шин – важный элемент при движении транспорта в зимних условиях, тем более при гололёде. Раз транспорт занесло и он в дальнейшем перекрыл проезжую часть, то это значит, что резина не соответствовала требованиям стандарта, разрешающего эксплуатацию ТС в зимних условиях».

К сожалению, доказать, что шины были «лысые», родственникам пострадавших не удалось.
Дело в том, что сотрудники дорожной полиции грузовой автотранспорт в тот же день отдали под гарантийную расписку законному владельцу автомашины. Хотя по закону должны были его доставить на штрафстоянку как участника дорожно-транспортного происшествия для обеспечения сохранности вещественного доказательства и полноты дальнейшего расследования. Автотехническую экспертизу эксперт Владимир Дерябин провёл через двое суток после ДТП, 29 ноября 2022 года. И никто не знает, что могло произойти за эти дни с автомашиной.

«И ещё одно обстоятельство не дает нам покоя – слишком молодой возраст водителя огромной фуры. Думаю, за пять лет водительского стажа парнишка не научился управлять автомашинами такого габарита, – уверяет адвокат потерпевшего Болата Асылбекова, Айдынгали Табылдиев. – Он должен был знать, что в его Volvo имеется ручной горный тормоз, который применяется для аварийной остановки и полностью блокирует полуприцеп и автомашину, предотвращая занос автомашины и полуприцепа до полной остановки автотранспорта. В данной дорожной ситуации, если бы он выполнил все установленные стандартные требования по эксплуатации транспорта, то ему удалось бы избежать аварий. Раз он этого не сделал, или он растерялся, когда груженый прицеп потащило вперед, или у него не было навыков вождения большегрузных автомашин».

Место аварии. Фото Orda.kz

Кроме того, раз в тот день на трассе были гололёд и туман. В соответствии с требованиями и приказами МВД, дежурившие по трассе сотрудники управления дорожной полиции Жетысуской области, обязаны были перекрыть движение, запретить выезд на дорогу в первую очередь большегрузных автомобилей, и также при необходимости и лёгковых автомобилей. Но этого не было сделано.

Кстати, непогоду не подтвердили справкой из гидрометеорологической службы.

Трасса Алматы - Усть-Каменогорск. Фото Orda.kz

И ещё был зарегистрирован отдельный факт в отношений сотрудников ТОО «Казавтодор» из-за того, что они не почистили гололёд на этом участке дороги. Однако ответственных сотрудников «ДЭУ-18» ТОО «Казавтодор» к уголовному правонарушению не смогли привлечь. Из-за того, что не установили связь, которая стала непосредственной причиной наступления вредных последствий. Поэтому в действиях сотрудников ТОО «Казавтодор» не усмотрели состава уголовного правонарушения.

Поэтому родственники погибших и пострадавших просят отменить постановление о прекращении уголовного дела, возбудить новое производство по уголовному делу в отношении водителя Ердаулета Жорабека после совершения им ДТП, повлекшего гибель пяти человек.

Автор: Сандугаш Дуйсенова

Лента новостей

все новости