3D-туры, инфоточки и миллионы долларов: сколько стоит туристский имидж Алматы

cover Коллаж: Orda.kz

В апреле стало известно, что Управление туризма города Алматы потратят почти 676 млн тенге (более 1,5 млн долларов) на услуги по развитию туристической отрасли. В списке предполагаемых мероприятий – ребрендинг Visit Almaty, 3D-туры, разработка сувениров и т.д. Это не первый раз, когда казахстанскую общественность удивляют затраченные средства в отрасли туризма. В этой связи Orda.kz решила разобраться сколько стоит туристский имидж Алматы


Компания Visit Almaty, также известная под названием ТОО "Туристский информационный центр города Алматы", была образована в 2012 году. Несмотря на то, что первичная регистрация товарищества прошла ещё более 10 лет назад, бурную деятельность она начала лишь в 2017 году. В том же году компания прошла перерегистрацию и начала работать в коллаборации с акиматом города Алматы. А именно с его коммунальным учреждением "Управление туризма и внешних связей города Алматы". 

В уставе товарищества, подписанном в феврале 2017 года, указано, что 100% долей участия в уставном капитале Visit Almaty владеет акимат. 


На сайте госзакупок можно заметить, что начиная с того же 2017 года Visit Almaty получает многомиллионные тендеры, сумма которых из года в год лишь увеличивается.


Во имя туризма


Последний лот на сумму 676 млн тенге или более 1,5 млн долларов включал работы по развитию туризма по пяти направлениям:


  • 3D-туры
  • организационные тренинги
  • разработка сувениров
  • содержание инфоточек 
  • ребрендинг Visit Almaty


Примечательно, что вышеуказанные пять пунктов Visit Almaty объединили в одну услугу. Поэтому в технической спецификации договора не было информации о том, сколько именно на каждое из направлений будет затрачено средств. 


Скрин из сайта goszakup.gov.kz


В Управлении туризма Алматы на официальный запрос Orda.kz ответили, что с учётом НДС планируется потратить:


  • 59,9 млн тенге – на создание 3D-туров 9 объектов;
  • 21,5 млн тенге – на проведение фасилитационных сессий для работников сфер обслуживания туристов и объектов туристкой инфраструктуры;
  • 24,9 млн тенге – на изготовление сувенирной и раздаточной продукции;
  • 524,8 млн тенге – на содержание информационных киосков, содержание информационных терминалов для туристов, зарплата, аренда помещений, коммунальные расходы, налоги, аутсорсинг и другое;
  • 44,6 млн тенге – на работы по ребрендингу туристского бренда Алматы.


"При этом, отмечаем, что оплата услуг и работ производится по факту их оказания, согласно графику ежемесячных платежей. Все неосвоенные средства и экономия подлежат возврату в местный бюджет", – пишут в управлении. 


Из всего списка запланированных мероприятий самая крупная сумма выделяется на содержание информационных киосков. На это будет затрачено почти 525 млн тенге, это более 1 млн долларов из указанных 1,5 млн. Всего по городу 12 инфокиосков и 10 терминалов.


Информационные киоски / Фото: 2ГИС


Согласно технической спецификации, в эту сумму, кроме указанных в ответе управления пунктов, входит: обеспечение интернетом, организация уборки, обеспечение системой охранной сигнализации, обслуживание системы видеонаблюдения, сервисное и техническое обслуживание.


Все эти услуги оказываются сроком на год, до 31 декабря 2023 года. То есть в месяц на содержание каждого киоска и терминала будет уходить порядка 2 млн тенге.


Возможно астрономическая сумма и могла бы быть оправдана, но примечательно, что в смете на 2022 год за ту же работу по содержанию инфоточек указана сумма почти в 2 раза меньше, в 279 млн тенге. 


Хижины и инфоточки


Ещё более интересно и то, что в сумму в 279 млн тенге в 2022 году, кроме содержания информационный точек, терминалов, входила и постройка 15 горных хижин.


То есть в 2023 году только на содержание инфоточек акимат Алматы собирается потратить почти 525 млн тенге, когда в прошлом году и на их содержание, и на постройку совершенно новых хижин потратили лишь 279 млн тенге


Хижины же, по информации в СМИ, на самом деле построены. В январе 2023 года появилась данные о том, что трое алматинцев заблудились по маршруту "Малая Алматинская кругосветка". Сообщается, что специальная хижина в Малом Алматинском ущелье стала для них спасением.  


Фото: Gov.kz


Суммы в любом случае немаленькие. На вопрос о том, сколько ежегодно тратится на развитие туризма в Алматы, в управлении ответили, что по сравнению с прошлом годом в 2023-м выделилось на 1 млрд тенге больше.


"Бюджет Управления туризма города Алматы в 2022 году составил 1,3 млрд тенге, в 2023 году – 2,3 млрд тенге", – говорится в сообщении ведомства. 


Связать значительный рост затраченных бюджетных средств можно с увеличением туристического потока в страну. 


В Министерстве культуры и спорта говорили, что по итогам прошлого года Казахстан посетили более 610 тысяч иностранцев. Однако большая часть туристов – россияне. Согласно данным Первого кредитного бюро, в 2022 году в местах размещения остановилось 509,5 тысячи россиян. По сравнению с 2021 годом показатель вырос в 3,7 раз, или на 370,5 тысяч человек. Нетрудно предположить, что резкий рост турпотока из России, в первую очередь, связан с объявленной мобилизацией. 



Привлечение иностранных туристов 


На сайте госзакупок можно заметить, что лот 2023 года стал самым дорогим за всю историю работы Visit Almaty. Но не самым заполненным по плановым мероприятиям.


К примеру, баснословную сумму в 477 млн тенге (1 млн долларов) потратили в 2021 году на продвижение рекламы Алматы за рубежом в 12 городах мира. Однако найти отчёт о выполненных работах не удалось. Поэтому Orda.kz обратилась в Управление туризма города. 


"В целях повышения уровня узнаваемости бренда города Алматы на международном рынке были проведены комплексные маркетинговые кампании, которые включали в себя работы по размещению баннерной и видеорекламы о городе Алматы в транспортных узлах ближнего и дальнего зарубежья, продвижение контента о городе Алматы на международном рынке посредством контекстной, баннерной/медийной рекламы", – разъяснили в ведомстве. 


В управлении добавили, что баннерная реклама была запущена в Киеве, Санкт-Петербурге, Баку, Сеуле, Дубае, Абу-Даби, Катаре, Гонконге. 

Онлайн-продвижение на рынках России, Украины, Беларуси, Турции и ОАЭ. Офлайн-продвижение в городах Москва, Баку и Ташкент. Офлайн-продвижение в городах Москва, Баку и Ташкент. 

Если верить ответу управления, благодаря рекламе, запущенной в 2021 году, увеличился туристический поток в 2022 году. 


"Поток туристов из Азербайджана увеличился в 2,3 раза, из Российской Федерации в 3 раза, ОАЭ в 2 раза, из Беларуси 1,6 раза, из Турции 1,4 раза, из Кореи в 3,3 раза, из Катара 3,3 раза, из Китая в 2,6 раза".


По сравнению с таким большим объёмом работы в 2021 году за сумму 477 млн тенге, смета 2023 года выглядит откровенно надутой.


Обещанные 3D-туры 


Вторым самым дорогим пунктом в списке планов на 2023 год стоит разработка 3D-туров 9 объектов туристического значения. На создание туров собираются потратить порядка 60 млн тенге. 


Это не первые планы Visit Almaty по созданию туров. Они фигурировали в договорах ещё с 2020 года. В технической спецификации договора на 2020 год стоял пункт по создания виртуальных походов не менее 10 локаций. В 2021 году Visit Almaty также должны были создать 3D-туры как минимум 10 объектов.


Однако на сегодняшний день на официальном сайте Visit Almaty нам удалось найти только 6 туров. Сколько было на них потрачено из бюджета, неизвестно. Ведь в договорах не указывают, сколько именно на каждый пункт будет затрачено средств. 


Скрин из официального сайта Visit Almaty


В 2022 же году впервые обозначали конкретные локации, и их количество снизилось до четырёх.


  • Дом-музей М. Ауэзова;
  • Мемориальная квартира Д.А. Кунаева;
  • Казахский государственный академический театр им. М. Ауэзова;
  • Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая.


Как результат, теперь на сайте можно найти 3D-тур каждого из вышеуказанных объектов.


В этом же году планируют создать 9 виртуальных походов по конкретным объектам. Выполнят ли их в обещанные сроки, остаётся вопросом.


Международный опыт


На первый взгляд ежегодно затраченные суммы на развитие туризма в южной столице могут показаться астрономическими. Но насколько они оправданные?


Возьмём для примера предковидный 2019 год. Согласно информации бывшего руководителя Управления туризма Алматы Максата Кикимова, за первые пять месяцев 2019 года Алматы посетили 271,5 тысячи человек, из них 91 тысяча иностранных путешественников. Для вычета годового притока, можно предположить, что цифра увеличилась вдвое, составив примерно 540 тысяч гостей, как иностранных, так и казахстанских. А иностранных примерно 180 тысяч.


В 2019 году акимат Алматы потратил порядка 1 млрд тенге на развитие туристической отрасли. То есть привлечение одного туриста в южную столицу обходится госбюджету почти в 1800 тенге. 


Согласно рейтингу Global Destination Cities Index (GDCI), путешественники, прибывая в южную столицу, в среднем тратят по 69 долларов в сутки. 


Практически ту же сумму, к примеру, тратят гости Риги, столицы Латвии. В среднем они оставляют по 62 евро в сутки на человека. Кстати, Рига – город-побратим Алматы. В то же время для привлечения туристов госбюджет Риги выделяет в среднем 4 млн евро, что составляет 2 млрд тенге.


Однако турпоток Риги значительно выше. В 2018 году столица Латвии привлекла 3,5 миллиона лишь иностранных туристов. Теперь же встаёт резонный вопрос: почему, если гости Риги и Алматы тратят одинаковую сумму за сутки, а госбюджет выделяет лишь в 2 раза больше средств, южная столица Казахстана не привлекает такое же большое количество туристов?


Orda.kz попытается разобраться в этом в следующих материалах.


Лента новостей

все новости