«Қозы мен Баян»: в джазе только эпосы

cover Фото Юрия Коротецкого

Нет повести печальнее на свете, чем та, что на полгода ложится на полку. А если ещё история там похлеще шекспировской классики! Продюсерская компания Stages замахнулась на основу основ – эпос «Козы Корпеш и Баян Сулу». На выходе получился не просто спектакль, а целый коктейль из жанров и искусств.

Сложно привнести что-то новое в сюжет, который уже не раз ставили, снимали и даже выделили в честь него специальный день в календаре. История двух влюблённых, которым не быть вместе.... И вариация Stages ничем кардинально не отличается, за исключением редких отхождений, соответствуя легенде.

Фото Юрия Коротецкого

Вот два старика-бая; вот их подросшие дети, которые должны пожениться, а вот и чужак, который спасает степь от джута и овладевает красавицей Баян. Даже актёрский состав стал уже почти классическим: трио Айсулу Азимбаева – Чингиз Капин – Куантай Абдимади давно полюбилось зрителям.

Единственное, что существенно разбавляет спектакль, – это неожиданное вплетение брейк-данса. Молодой танцор Марат Ягфаров исполняет роль Козы Корпеш, а его труппа Funky Dance отжигает на сцене, будто у них нет костей. И это смотрится на удивление органично, хотя contemporary-dance под джазовые и этнические мотивы – нечто новенькое.

Фото Юрия Коротецкого

Но есть в спектакле изюминка. На этот раз в Stages проделали хорошую лингвистическую работу. Изначальная версия спектакля, которую показали прошлой осенью, возможно, не прижилась потому, что симбиоз казахского и русского языков тогда не случился. Обновлённая же версия подходит зрителю с любым уровнем владения языком. То, что говорит один персонаж, тут же переводится другим. Причём звучит это гладко, а не как перевод ради перевода.

Много в тексте шуток и чисто «наших» моментов, которые понятны без сносок. Например, свадебный танец под «Той жыры» группы «Дос-Мукасан» – хоть и клише, но вызывающее добрую улыбку.

Stages характеризуют свою премьеру как музыкальный спектакль, и с этим сложно спорить. Для трагедии в нём слишком много юмора и лирических отступлений, для полнокровной комедии – философский подтекст и надрыв в кульминации. Зато есть красивейшие композиции в исполнении Дианы Самыкен и Бауржана Мусина.

Визуально спектакль решён просто, единственная декорация – неоновые силуэты гор над сценой. Вся нагрузка лежит на двух главных актёрах, которые больше похожи на китайских болванчиков и разбавляют происходящее своими заигрываниями с залом. То Чингиз Капин прерывает спектакль и навсегда прощается с театром, чтобы триумфально вернуться. То герои вдруг начинают звать друг друга настоящими именами и вести беседы о смысле жизни.

Фото Юрия Коротецкого

В этом главное преимущество «Қозы мен Баян» – спектакль сделан на большую аудиторию и комфортно себя чувствует с ней. Как и большинство проектов Stages, это продукт массовый. Зритель придёт сам на громкие имена и проверенные сюжеты.

«Всё про любовь, и в конце убивают», – так говорит моя бабушка про классические фильмы и книги. Но когда сделано качественно, «убить» вечер на поход в театр не жалко.

Лента новостей

все новости