Спектакль «Жанна д’Арк»: мучные баталии и семейные сцены

cover Фото Дмитрия Шигапова

Культ орлеанской девы давно превзошёл её реальные подвиги. Все помнят, что Жанну д’Арк сожгли на костре, но когда и за что именно – как говорится, вопрос со звёздочкой. Возможно поэтому новый спектакль альянс-театра «2act» смотрится так хорошо: он простым языком рассказывает историю Столетней войны, ход которой изменила отважная крестьянка. Причём именно рассказывает: «Жанна д’Арк» – диалоговая премьера.

Чтобы понять, насколько Жанна культовая фигура, достаточно залезть в «Википедию» и заглянуть в полный список её изображений в искусстве. Складывается ощущение, что привнести что-то новое решительно невозможно – настолько этот перечень богат.

Поэтому режиссёр Виталий Шенгиреев взвалил на себя большую ответственность, особенно взяв за основу исторический материал: протоколы суда над Жанной д’Арк и пьесы Бернарда Шоу «Святая Иоанна» и Жана Ануя «Жаворонок». Хоть за главной героиней далеко ходить не пришлось: хорошо, когда в труппе есть жена, ещё и идеально подходящая по параметрам хрупкой девушки.

Юлия Шенгиреева в образе воительницы поначалу выглядит невыразительно. Но к середине спектакля из мямлящей девчушки превращается в отчаянного солдата. У героини только одна проблема: она слышит голоса святых, которые не дают ей спокойно жить и толкают в пекло войны.

Фото Дмитрия Шигапова

Одной семейной парой в постановке не обошлось. Элиза Молчанова, помимо того, что записала почти хрустальный саундтрек к спектаклю (у девушки очень высокий голос, и даже не сразу понятно, что это вокал), сыграла ещё и часть второстепенных женских ролей. А её супруг Артём Горбунов – харизматичное украшение действа. Заняты в спектакле всего пять человек (пятая – Диана Джиникаева), персонажей в нём больше раза в три. Поэтому Артём – и отец главной героини, и король Карл VII, и свидетель на суде, и представитель английского посольства. Кроме ведущей актрисы, все остальные в каждой сцене меняют персонажей, как перчатки, при этом не «меняя перчаток».

Фото Дмитрия Шигапова

Функциональность в спектакле прослеживается везде. Взять хотя бы главную декорацию – огромную катушку для проводов. Из стола для переговоров она превращается в королевский трон, потом – в катящееся орудие, а в конце – в основание костра.

И, кстати, про оружие. Батальные сцены в театре – вещь сама по себе очень странная. И хотя «Жанна д’Арк» сделана буквально из подручных средств, именно в военной сцене креатив команды доходит до пика. Актёры швыряют паллеты на пол, создавая грохот и имитацию выстрелов, актрисы кидают в воздух… муку. Так просто, но выглядит очень эффектно. Добавляем правильное освещение, силуэт Жанны в латах – и сцена складывается окончательно.

Возможно, технического шика спектаклю не хватает, но своей минималистичностью он и притягивает. За более, чем полтора часов диалогов с периодическими сюжетными вставками команда ни разу не потеряла зрителя – а это непросто. Особенно когда речь идёт о патриотизме и отречении от своих идеалов. И даже катарсис с сожжением Жанны через заматывание в алую ткань выглядит менее эффектно, чем разговоры между персонажами.

Возможно, это и не закладывалось авторами, но доспехи у сценической Жанны д’Арк сделаны так, что открывают одно плечо. Это дарит героине уязвимость и будто говорит о том, что у любой благой идеи есть своё слабое место. Франция побеждает, люди ликуют, но про орлеанскую деву стараются не вспоминать: она ведь всего лишь полоумная еретичка. И отрекаются от неё в первую очередь те, кто ранее возносил. Именно это «2act» и удалось подчеркнуть: нас с этой историей разделяют шесть веков и тысячи километров, только вот ничего, включая декорации, не меняется.

Лента новостей

все новости