Фильм «Падение империи»: авторский блокбастер о насилии и войне

cover

В прокате идёт очень актуальный, пусть и не самый привычный блокбастер – «Падение империи». Название, к слову, локализовано весьма неудачно – оригинальное лаконичное и точное Civil War («Гражданская война») куда лучше. Ещё до выхода этот фильм взбудоражил умы и вызывал споры – начиная от тематики до внезапной дискуссии об искусственном интеллекте. А после премьеры мировая пресса начала прочить Civil War «Оскары» в следующем году.

Ожидать от Алекса Гарленда – одного из самых своеобразных и апокалиптично настроенных кинодеятелей мирового кино – обычного блокбастера, нашпигованного экшном и пиротехникой, было бы странно. Британец известен своими сценариями к культовым фильмам Дэнни Бойла «28 дней спустя» и «Пекло», а как режиссёр снял картины «Из машины», «Аннигиляция» и сериал «Разрабы».

Как правило, Гарленд в своих фильмах отталкивается от чего-то, тревожащего в настоящем, – и далее снимает мрачную, доведённую до негативного предела фантазию на тему. А что, если… искусственный интеллект разовьётся до такого высокого уровня, что его не отличишь от человеческого? Что, если… можно будет тотально «перетасовать» строение организмов на уровне ДНК и возникнут совершенно новые виды? А если… будет создан квантовый компьютер, который позволит воспроизводить прошлое и будущее? Это темы его прошлых картин. Учитывая это, есть некая ирония в том, что к выходу Civil War в студия-производитель «А24» выпустила промо-постеры, нарисованные с помощью ИИ, чем вызвала скандал.

В Civil War Гарленд решил пофантазировать на тему агрессии, усиления диктатур, ксенофобии, ослабления международных организаций, да и вообще гуманистических правил цивилизованного существования людей. 

А что, если наступит предел, и в США – стране, ассоциирующейся в мире с демократическими ценностями и работающей системой политических партий и выборов, – к власти придёт настоящий диктатор? Из-за этого Техас и Калифорния объединятся, образовав Силы Запада, и начнётся гражданская война.

Если вся Америка, с её культовыми объектами – от статуи Свободы до Макдональдсов – будет лежать в руинах? Всё это мы видим глазами (и даже больше – через камеры) едущей из Нью-Йорка в Вашингтон группы отчаянных журналистов: Джоэл (Вагнер Моура), Ли (Кирстен Данст), Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон) и Джесси (Кэйли Спэйни) намерены добиться интервью с президентом.

Спектр вопросов, охватываемых в Civil War, настолько актуален, что в какой-то момент начинает причинять дискомфорт. Тут вам и те американцы, которые, как родители Ли и Джесси, «притворяются, что ничего не происходит». Миловидная продавщица за прилавком магазина, которая на вопрос шокированного Джоэла «Ну, вы же знаете, что в стране идёт война?», равнодушно отвечает: «А зачем нам знать?»

Тут и вопросы о природе диктатуры: президент США по фильму нарушил Конституцию, остался на третий срок, преследует СМИ и несогласных. 

«Зачем вы это сделали?» – планирует спросить президента Джоэл. «Да ничего он тебе не скажет, – парирует Сэмми. – Как Муссолини, Каддафи, Чаушеску, когда их поймали. И этот ничего не скажет». 

Тут и сцена с персонажем Джесси Племонса, которая в принципе объясняет, в чем корень многих ужасов. В целом, на память во время просмотра приходит столько событий и персоналий из реальной новостной ленты, что фильм ещё долгое время не отпускает.

Civil War – бесспорно и во всех смыслах (и в плане месседжа, и в плане художественного воплощения) самый масштабный, по-настоящему большой фильм Алекса Гарленда. Характерный для него приём – гипнотическая медитативность, неспешный ритм повествования, внезапно прерывающийся чем-то чудовищным, стремительным, внезапным – в новой картине доведён до эпического предела: и сюжетно (Гарленд сам написал сценарий), и визуально (умная, вдумчивая работа оператора Роба Харди в стиле cinema verite), и аудиально – мы постоянно видим и слышим шокирующие контрасты. 

Живой человек, и вдруг автоматная очередь или выстрел снайпера – смерть. Толпа и концентрация энергии, взрыв – руины и пустота. Свет и тепло – тьма и холод. Чудовищная в своей полноте тишина – и внезапный и не менее пугающий возврат слуха, адский шум обезумевшего мира.

Хочется отдельно выделить поистине выдающуюся, потрясающую весь организм зрителя работу со звуком. Саунд-дизайн от Гленна Фримэнтла больше остальных инструментов в фильме работает на ощущение морока и запределья. Экшн-сцен не так уж много, однако, когда они появляются, то как воплощённый ужас и конец света. С ослепляющим пламенем, оглушительным грохотом, инфернальным полётом вертолётных эскадрилий, со стрельбой всех во всех. То, как озвучены перестрелки в «Падении империи», вовсю сравнивают с эталоном – фильмом «Схватка» Майкла Манна.

Во время просмотра Civil War на ум приходит много разных кинематографических аллюзий. Первая и очевидная отсылка – конечно, «Апокалипсис сегодня». Великий эпик Фрэнсиса Форда Копполы, который, оттолкнувшись от войны во Вьетнаме, показал ужас и безумие любой войны. Гарленду удалось повторить эти темы по-своему, с поправкой на современность. Такая кинопараллель – конечно, большое достижение.

Кроме того, в памяти возникают «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу (война для кого-то становится наркотиком и единственно возможной средой обитания), «Падение «Чёрного ястреба» Ридли Скотта (наступление точки невозврата, после которой любая война момент теряет всякий смысл и становится просто хаосом и бойней). И, возможно, именно такое кино и должно получить сейчас «Оскар».

Лента новостей

все новости