Фильм «Падение империи»: авторский блокбастер о насилии и войне
В прокате идёт очень актуальный, пусть и не самый привычный блокбастер – «Падение империи». Название, к слову, локализовано весьма неудачно – оригинальное лаконичное и точное Civil War («Гражданская война») куда лучше. Ещё до выхода этот фильм взбудоражил умы и вызывал споры – начиная от тематики до внезапной дискуссии об искусственном интеллекте. А после премьеры мировая пресса начала прочить Civil War «Оскары» в следующем году.
Ожидать от Алекса Гарленда – одного из самых своеобразных и апокалиптично настроенных кинодеятелей мирового кино – обычного блокбастера, нашпигованного экшном и пиротехникой, было бы странно. Британец известен своими сценариями к культовым фильмам Дэнни Бойла «28 дней спустя» и «Пекло», а как режиссёр снял картины «Из машины», «Аннигиляция» и сериал «Разрабы».
Как правило, Гарленд в своих фильмах отталкивается от чего-то, тревожащего в настоящем, – и далее снимает мрачную, доведённую до негативного предела фантазию на тему. А что, если… искусственный интеллект разовьётся до такого высокого уровня, что его не отличишь от человеческого? Что, если… можно будет тотально «перетасовать» строение организмов на уровне ДНК и возникнут совершенно новые виды? А если… будет создан квантовый компьютер, который позволит воспроизводить прошлое и будущее? Это темы его прошлых картин. Учитывая это, есть некая ирония в том, что к выходу Civil War в студия-производитель «А24» выпустила промо-постеры, нарисованные с помощью ИИ, чем вызвала скандал.
В Civil War Гарленд решил пофантазировать на тему агрессии, усиления диктатур, ксенофобии, ослабления международных организаций, да и вообще гуманистических правил цивилизованного существования людей.
Если вся Америка, с её культовыми объектами – от статуи Свободы до Макдональдсов – будет лежать в руинах? Всё это мы видим глазами (и даже больше – через камеры) едущей из Нью-Йорка в Вашингтон группы отчаянных журналистов: Джоэл (Вагнер Моура), Ли (Кирстен Данст), Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон) и Джесси (Кэйли Спэйни) намерены добиться интервью с президентом.
Спектр вопросов, охватываемых в Civil War, настолько актуален, что в какой-то момент начинает причинять дискомфорт. Тут вам и те американцы, которые, как родители Ли и Джесси, «притворяются, что ничего не происходит». Миловидная продавщица за прилавком магазина, которая на вопрос шокированного Джоэла «Ну, вы же знаете, что в стране идёт война?», равнодушно отвечает: «А зачем нам знать?»
Тут и вопросы о природе диктатуры: президент США по фильму нарушил Конституцию, остался на третий срок, преследует СМИ и несогласных.
Тут и сцена с персонажем Джесси Племонса, которая в принципе объясняет, в чем корень многих ужасов. В целом, на память во время просмотра приходит столько событий и персоналий из реальной новостной ленты, что фильм ещё долгое время не отпускает.
Civil War – бесспорно и во всех смыслах (и в плане месседжа, и в плане художественного воплощения) самый масштабный, по-настоящему большой фильм Алекса Гарленда. Характерный для него приём – гипнотическая медитативность, неспешный ритм повествования, внезапно прерывающийся чем-то чудовищным, стремительным, внезапным – в новой картине доведён до эпического предела: и сюжетно (Гарленд сам написал сценарий), и визуально (умная, вдумчивая работа оператора Роба Харди в стиле cinema verite), и аудиально – мы постоянно видим и слышим шокирующие контрасты.
Хочется отдельно выделить поистине выдающуюся, потрясающую весь организм зрителя работу со звуком. Саунд-дизайн от Гленна Фримэнтла больше остальных инструментов в фильме работает на ощущение морока и запределья. Экшн-сцен не так уж много, однако, когда они появляются, то как воплощённый ужас и конец света. С ослепляющим пламенем, оглушительным грохотом, инфернальным полётом вертолётных эскадрилий, со стрельбой всех во всех. То, как озвучены перестрелки в «Падении империи», вовсю сравнивают с эталоном – фильмом «Схватка» Майкла Манна.
Во время просмотра Civil War на ум приходит много разных кинематографических аллюзий. Первая и очевидная отсылка – конечно, «Апокалипсис сегодня». Великий эпик Фрэнсиса Форда Копполы, который, оттолкнувшись от войны во Вьетнаме, показал ужас и безумие любой войны. Гарленду удалось повторить эти темы по-своему, с поправкой на современность. Такая кинопараллель – конечно, большое достижение.
Кроме того, в памяти возникают «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу (война для кого-то становится наркотиком и единственно возможной средой обитания), «Падение «Чёрного ястреба» Ридли Скотта (наступление точки невозврата, после которой любая война момент теряет всякий смысл и становится просто хаосом и бойней). И, возможно, именно такое кино и должно получить сейчас «Оскар».
Лента новостей
- Эрдоган амнистировал семь бывших генералов
- США планируют разместить в космосе средства для атак на спутники
- Касым-Жомарт Токаев провел телефонный разговор с президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахаяном
- Стрелявшего в премьера Словакии Юрая Цинтулу отправили в СИЗО
- Президент Грузии Зурабишвили наложила вето на закон об иноагентах
- Токаев провёл телефонный разговор с Путиным
- Кызылжарский район: почти 80 % подтопленных домов прошли техническое обследование
- Казахстан и Япония объединяются для борьбы с паводками
- Трассу Атырау-Уральск раскопали, чтобы пропустить воду
- Обзор главных событий недели от Orda News
- В СКО не осталось подтопленных домов – МЧС
- Систему сейсмооповещения Mass Alert до 1 июня внедрят в Алматы
- Проект «Нет дорог — нет налогов»: сколько казахстанцы платят за проезд?
- В Атырау затопило достопримечательность напротив областного акимата
- Четыре страны, пять возрастов: турнир по вольной борьбе Ardager Alany проходит в Алматы
- Граждан Узбекистана задерживают в Казахстане за нарушение российских законов
- Беспорядки в Бишкеке: КНБ следит за ситуацией на границе
- Куда идут работать летом студенты Алматы и сколько им за это платят?
- Прогноз стабильный: агентство Fitch подтвердило кредитный рейтинг Казахстана
- Россия увеличит квоту на поставки сахара в Казахстан