Кризис в Украине: что будет с экспортом нефти РК

cover

Что будет с экспортом казахстанской нефти, главным экспортным сырьем РК, в связи с введенными против России обширными секторальными санкциями и кризисом на Украине.

Если не считать китайско-казахстанского нефтепровода с объемом прокачки 20 млн тонн, то все остальные экспортные пути, включая главный экспортный нефтепровод Казахстана – КТК с маршрутом Тенгиз-Атырау-российский порт Новороссийск, проходят через территорию России. Аналитик нефтегазовой промышленности из Атырау Артур Шахназарян считает, что ситуация неоднозначная, в чём-то временная, но в ближайшее время бояться особо нечего.

Артур Шахназарян:

Экспортеры казахстанской нефти быстро приноровятся к другим условиям продаж. Другая ситуация может возникнуть, если украинский кризис затянется дольше, чем на три месяца, тогда риски резко возрастут, могут произойти фундаментальные негативные изменения для экспорта казахстанской нефти.

Почему пока бояться нечего? Ответ прост – так как санкции Запада не касаются энергоносителей и критичны для его стран. Они сами это признают. Тем более паника отразилась на ценах на фрахт судов, резко подскочили цены на нефть и газ. Только нефть сейчас до 113 долларов за баррель (бочка вместимостью 154 литра – прим. авт.). А цена на газ – 2200 долларов за кубометр. Запад не будет стрелять себе в колени из-за Украины. Введение секторальных санкций может довести цену на газ и до 3 тыс долларов за кубометр, а такая цена для экономик стран Запада просто разорительная. Можно сказать - убойная.    

На каких условиях работать

Некоторую тревогу вызвало заявление индийской компании Indian Oil Corp, покупателя 5% казахстанской нефти. Индусы высказались о намерении приостановить покупку российской и казахстанской нефти, чтобы избежать любых платежных и страховых рисков, вызванных международными санкциями в отношении России. Крупнейший государственный нефтеперерабатывающий завод Индии сообщил трейдерам, что сырая нефть, как российская Urals и ESPO, наряду со смесью CPC Blend (Каспийский трубопроводный консорциум), больше не будет приниматься на условиях FOB (когда продавец сам доставляет нефть в указанный покупателем морской порт, и там её уже забирает покупатель – прим. авт.).

На Индию приходится 5% от продажи казахстанской нефти. В прошлом году экспорт казахстанского чёрного золота в Индию составил 3,2 млн тонн на сумму 1,5 млрд долларов. В 2019 году Индия закупила 3,5 млн тонн казахстанской нефти.

Но, кроме условий FOB, есть ещё 11 вариантов других условий продаж и доставки, включая условия самовывоза или EXW, или доставки с оплатой продавцом пошлины – условия DDP. Так что проблема решаемая в рабочем порядке.

Не меняя по сути ничего, можно по-другому составить и переставить на бумаге. Условия при этом не сильно изменятся в худшую сторону: обычные варианты разделения рисков между покупателем и продавцом, не более того. 

Похоже, индусы просто требуют максимально возможные скидки на казахстанскую нефть. Пользуются моментом, чтобы увеличить свою прибыль за счёт экспортёра. Скидка на смесь Urals в Европе в средиземноморье вновь обновила исторический максимум и достигла до 13,31 доллара за баррель.

Тут стоит сказать, что есть две казахстанские смеси. Одна вышеуказанная Urals, которая идёт по нефтепроводу Атырау-Самара объёмом 12 млн тонн в год. А есть смесь CPC Blend на нефтепроводе КТК. В целом, по цене они близки, с разницей 5 долларов между собой.

Есть ещё один ключевой момент. На всех трёх стратегических месторождениях в Казахстане ведущие доли принадлежат западным нефтяным компаниям, так или иначе работающим на механизмах раздела продукции. Они вывозят нефть и имеют свои нефтеперерабатывающие мощности. Так что паника пока неуместна. Традиционные покупатели и спекулянты просто пытаются воспользоваться моментом. Рано или поздно экспортёры казахстанской нефти приспособятся, и паника уляжется.

Мы в одной лодке – шантаж и обещания "Шеврона" Кремлю 

Есть более значимый риск. Если кризис на Украине затянется дольше, чем на три месяца, санкционная война между Западом и Россией будет разгораться в виде арестов имущества и его принудительным изъятием. У стран Европы в России активов на 800 млрд евро, и они рискуют их потерять. Кремль настроен воинственнее некуда и уже предупредил, что может прибегнуть к национализации имущества и активов стран Запада. И одним из самых привлекательных таких активов для России может стать экспортный нефтепровод КТК, в том числе, предназначенный для экспорта казахстанской нефти.

Западные инвесторы, работающие на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, имеют доли в КТК, тем самым снижая свои издержки при транспортировке нефти. Вдобавок, нефтепровод КТК – единственный на территории России магистральный экспортный нефтепровод, работающий на британском частном праве, а не на российском законодательстве.

У российского нефтетранспортного монополиста Транснефть и российских патриотических кругов давно виды на национализацию КТК. Россия может в качестве отместки национализировать российскую часть КТК – «КТК-Р». Или сами западные акционеры казахстанских проектов и КТК могут получить распоряжение продать свои доли в КТК. И тогда ситуация для Казахстана может резко измениться не в лучшую сторону. Вопрос может стать для Казахстана критическим. И появятся вопросы: что делать дальше как в нефтедобывающих проектах Казахстана, так и с экспортом нефти, и будет ли экспорт нефти с Казахстана вообще. Но это пока чисто из теории вероятности.

Глава корпорации "Шеврон", оператора Тенгизского проекта, акционера Карачаганака и КТК, Майк Вирт ясно высказался, что корпорация хотела бы избежать каких-либо трудностей с Россией по КТК и не получала требования продать свою долю в проекте. Он отметил, что такой негативный сценарий помешает развитию добычи и переработки газа на казахстанских проектах.

Это высказывание главы "Шеврона" выглядит двояким, так как надо понимать, наверное, что таким образом глава корпорации Шеврон одновременно что-то обещает по газу Москве, если не тронут их долю в КТК, и одновременно шантажирует.

Газ с Карачаганака подается на российский Оренбургский НПЗ. А его отсутствие может остановить завод с соответствующими серьёзными экономическими и социальными потерями для России. Стоит также вспомнить, что российская нефтегазохимическая компания «Сибур» планирует в апреле зайти на казахстанские проекты газохимии в Атырауской области с 40% уставного капитала. А пока единственным поставщиком газа для этих проектов является ТШО.

Торгуется Майк Вирт, понимая критичность вопроса для бизнеса «Шеврон» в Казахстане. К слову, во всех этих проектах, кроме Кашаганского, есть и доли российской компании Лукойл, что может стать немаловажным фактором для Кремля при принятии решения. Российские компании в одной упряжке с американской, пусть и с небольшими долями. А доли российских компаний и России как страны в проекте КТК более существенные.

Тем самым Майк Вирт продемонстрировал максимальную заинтересованность в сохранении нынешнего положения. Что и как думают в Москве, одному всевышнему известно, но также понятно, что если Россия захочет выкинуть креативно западные компании с экспортной трубы, ей никто не сможет помешать. Вот тогда точно «мы полетим». Но всё это, повторяю, пока что из «теории вероятности». Подождём и не будем пока рефлексировать. Есть много признаков, что острейший кризис на Украине не продлится долго. Но это уже другая история.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости